Дивиденды у холдинговых компаний

« Назад

15.08.2019 13:12

Это создало риски для всех инвесторов, в особенности холдинговых компаний, получающих как доход от основной деятельности, облагаемый налогом на прибыль по общей ставке, так и дивиденды, облагаемые по пониженной налоговой ставке (0% или 13%).

 В ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен Верховным судом РФ.

Напомним, что в силу специальных норм налогового законодательства налог с дивидендов исчисляет и уплачивает в бюджет выплачивающая дивиденды сторона, при этом не уменьшая налоговую базу ни на какие расходы. Предложенный налоговыми органами новый подход в налогообложении дивидендов заключается в необходимости выявления расходов, непосредственно связанных с получением дивидендов, и учете таких расходов не в общей налоговой базе, а в базе по доходам в виде дивидендов, облагаемых по ставке 0% или 13%. Такое понимание «налоговых корзин» лишает инвестора возможности учитывать часть расходов для целей налогообложения. Кроме того, ввиду отсутствия правового регулирования распределения расходов по рассматриваемым налоговым базам, такой подход характеризуется также отсутствием механизмов для оценки возможных налоговых рисков для инвесторов.

В частности, в ноябре прошлого года одна из холдинговых компаний, входящих в крупную российскую группу, проиграла суд в кассационной инстанции (Постановление АС Уральского округа № Ф09-7057/18 от 09.11.2018 г. по делу № А47-9881/2017).  Суды, поддержав налоговый орган, распространили общее правило ст. 247 НК РФ о порядке определения налоговой базы как разницы между доходами и расходами на отдельный вид доходов в виде дивидендов (пассивный доход), для которых установлено специальное регулирование (ст. 275 НК РФ, п. 3 ст. 284 НК РФ).

При этом вовсе не было учтено, что налог с дивидендов рассчитывается и уплачивается налоговым агентом (плательщиком дивидендов), который не может и не должен знать о каких-либо расходах, которые понес его участник (акционер) в связи с получением соответствующего дохода. Законодательством вообще не предусмотрена обязанность учета налоговым агентом каких-либо расходов налогоплательщика (например, общехозяйственных) и отсутствует механизм для таких действий. Возможность расчета базы по дивидендам как разницы между доходами и расходами не предусмотрена для налогоплательщика самой формой декларации, где есть место лишь для показателя «Доходы» под названием «Сумма дивидендов, используемая для исчисления налогов». Отдельные вопросы вызывает и порядок расчета налоговой базы при таком подходе.

Судебные акты были приняты вопреки позиции Минфина РФ и судебной практике.

Так, Минфин РФ исходит из того, что установленный законодательством специальный порядок налогообложения доходов в виде дивидендов (без учета каких-либо расходов) соответствует их особой экономической природе – форма пассивного дохода не предполагает обязательного и постоянного осуществления каких-либо расходов, а является прямым следствием участия в капитале иной компании (Письмо от 31.05.2016 № 03-03-06/1/31315).

Аналогичный спор уже рассматривался Арбитражным судом Северо-Западного округа от 21.11.2017 по делу № А13-9423/2016 и ФАС Московского округа от 29.01.2009 г. по делу № КА-А40/12265-08, судебные акты были приняты в пользу налогоплательщиков.

По упомянутому делу № А47-9881/2017 налогоплательщик обратился с жалобой в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации. Верховный суд согласился передать жалобу на рассмотрение коллегии и в своем Определении № 309-КГ18-26166 от 01 июля 2019 г. отметил доводы налогоплательщика в части налогообложения дивидендных доходов.

Надеемся, что Верховным судом РФ будут устранены как правовая неопределенность, так и риски, возникшие у инвесторов.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение