За 2023 год в САР переехала 141 фирма
НазадЮристы отмечают и высокую заинтересованность в «русских офшорам». С начала года туда переехала 141 организация. Вырос спрос и на санкционный комплаенс. Сейчас такие запросы в основном поступают из Узбекистана и Казахстана: местные фирмы не хотят терять западных партнеров, но боятся ограничений за связь с россиянами.
Если до 2022-го редомициляции были единичными, то в последние два года их количество резко возросло, отмечает Евгений Юрьев, партнер Никольская Консалтинг Существенное повышение спроса со стороны клиентов на услуги по переезду бизнеса в текущем году отметил и Андрей Липин, юрист ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры По его словам, количество таких запросов и, соответственно, сопровождаемых процедур не просто увеличилось по сравнению с началом или серединой года, а достигло исторического максимума.
Причина этого кроется в давлении на отечественный бизнес с обеих сторон: как со стороны России, так и со стороны зарубежных стран. Из-за санкций для российских лиц усложняется администрирование зарубежных компаний. Расширение отечественного контрсанкционного регулирования ограничивает эффективное управление российским бизнесом из-за рубежа. Участники компаний из недружественных стран понимают, что в дальнейшем могут столкнуться с особым порядком ведения сделок и операций. Такие меры предусмотрены указами президента. Среди них — согласование сделок с правительственной комиссией. Поэтому уже сейчас такие лица принимают решения о редомициляции.
Отметим смену трендов в структурировании бизнеса. Кипр, Нидерланды и Люксембург одномоментно были заменены новыми юрисдикциями. В этой парадигме ОАЭ стали крупным инвестиционным хабом, приобретя множество новых компаний и владельцев банковских счетов с российскими корнями. Также популярны стали КНР и Турция, продолжает Сергей Слагода, старший партнер адвокатского бюро S&K Вертикаль Из ближнего зарубежья эксперт отметил такие юрисдикции, как Казахстан, Киргизию и Армению.
Европейские компании клиентов реже переезжают на Ближний Восток и в Среднюю Азию и чаще — в российские специальные административные районы (САР). Всего их два: на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области. Число их резидентов заметно стало увеличиваться в 2022 году.
К октябрю этого года русские офшоры пополнились 141 новым резидентом. Среди тех, кто переехал в 2023-м, — интернет-холдинг VK. Он перерегистрировался с Британских Виргинских Островов на остров Октябрьский. Такое решение компания приняла, потому что большинство ее активов находится в России. В основном компании, которые возвращаются в РФ, руководствуются именно этим: их основные активы сосредоточены здесь. Важным фактором становятся и налоговые льготы, которые дают российские административные районы, я бы называл их беспрецедентными.
Еще одно преимущество — юрлица могут зарегистрироваться в САР еще до того, как они выписались из старой юрисдикции. В целом переезды в такие районы были более простыми в сравнении с другими европейскими реструктуризациями. Главная проблема возникает в тех странах, откуда компания уезжает.
Это ужасно болезненный процесс. Как и любой развод, он очень тяжелый и нервный. На самом деле основной проблемой при редомициляции будет даже не прописка компании в российских административных регионах, наоборот, этот процесс выстроен идеально. Главная проблема, конечно, возникает в тех странах, откуда компания уезжает.
Сложности могут возникнуть из-за того, что во многих странах «переезд» компании юридически невозможен. Самыми трудными для юрфирмы оказались перемещения из таких европейских юрисдикций, как Люксембург и в особенности Нидерланды.
Классическая редомициляция из Нидерландов невозможна в силу законодательных ограничений, поэтому все реструктуризации осуществляются поэтапно.
Поэтому зачастую нидерландский холдинг сначала перемещали в одну из юрисдикций ЕС, например в Люксембург или на Кипр. Только после этого происходила либо редомициляция в одну из дружественных юрисдикций, либо корпоративная реструктуризация. Ее проводили через продажу активов, разделения, выделения активов или слияния.
Проблемы возникают и в случае, когда фирма выпускала за рубежом ценные бумаги. Организация может попытаться сохранить листинг (включение ценных бумаг в биржевой список) на Лондонской фондовой бирже из России. Но это будет практически невозможно.
Разблокировать замороженные активы
Еще один популярный запрос к юристам — разблокировка активов, важный тренд: качество таких поручений резко возросло.
од-два назад все массово пытались разблокировать активы без оценки перспектив таких усилий. И мы не уставали говорить, что такой неподготовленный подход в большинстве случаев ведет только к трате денег и времени, но не к достижению цели. Теперь клиенты лучше представляют, в каких ситуациях попытка разблокировки эффективна.
Чаще всего клиенты обращаются из-за зависших платежей. В марте-апреле 2022-го иностранные банки часто блокировали платежи российских контрагентов, направленные на вполне легальные, даже с точки зрения иностранных законодателей, цели. Например, исполнение обязательств по оплате товаров и услуг, не имеющих двойного назначения.
Разблокировать эти платежи удается и довольно успешно, но порой на это уходит много времени. Кроме того, не всегда просто найти в недружественных странах юриста, который готов оказать российскому лицу, даже неподсанкционному, необходимые услуги.
Замороженные переводы клиенты пытаются взыскать и с российских банков. Но сделать это не удается. Так, в деле № А60-38121/2017 «Эльмаш» хотел взыскать с «Газпромбанка» $55 000. Эти средства фирма переводила на свой счет в «Райффайзенбанке». Но туда они так и не поступили: сумму заблокировал банк-корреспондент и перевел на специальный счет Управления по контролю за иностранными активами департамента финансов США. Три инстанции отказали истцу. Они решили, что средства заморозили в банке-посреднике, а это уже находится за пределами зоны ответственности ответчика. В деле № А40-179021/2022 компания «Ис Текс» хотела вернуть перевод в размере $59 400. Заявку на него фирма направила в «Минбанк», а через два дня организация подпала под блокирующие санкции Минфина США. До получателя платеж не дошел, поэтому организация потребовала вернуть деньги. Три инстанции удовлетворили иск компании. Они учли, что клиент просил провести операцию через казахстанский банк-посредник. Но ответчик выполнил перевод через нью-йоркскую кредитную организацию, что и привело к блокировке денег. Верховный суд эту позицию не поддержал и вернул спор на новый круг.
Еще клиенты обращаются к юристам из-за проблем с выплатами по российским ценным бумагам, находящимся на иностранных счетах, которые оказались заблокированными. Кузнец говорит, сейчас при выполнении некоторых условий клиенты могут получить прямые выплаты в России и рассчитывать на замещающие облигации.
Высокий спрос и на работу по переводу заблокированных в Национальном расчетном депозитарии (НРД) иностранных ценных бумаг. В прошлом году крупнейшие европейские депозитарии, бельгийский Euroclear и люксембургский Clearstream, отказались сотрудничать с НРД. После чего это решение закрепили в шестом пакете санкций против России. Потом Clearstream и Euroclear все же позволили разморозить активы россиян на счетах НРД. Такого разрешения от Министерства финансов Бельгии для своих клиентов добивались многие юрфирмы.
Это совершенно уникальный опыт, возникший в беспрецедентной ситуации, и мы рады, что нам удалось довольно быстро найти решение для российских инвесторов. К сожалению, возможности консультантов не безграничны, и в отношении активов, замороженных в люксембургском Clearstream, решение пока не найдено.
Успех такого обращения зависит от знания и тщательного соблюдения законодательных условий разблокировки, понимания практики регулирующего органа и тесного контакта с юристами, работающими в этой стране. Одна из сложностей в такой ситуации — длительный срок рассмотрения заявлений. Например, в США и Великобритании обращения о разморозке активов могут изучать не меньше года. Иногда требуется соблюсти дополнительные требования, например подтвердить прекращение отношений с подсанкционным финансовым институтом.
Хотя основным методом разблокировки стал внесудебный порядок получения разрешений в иностранных юрисдикциях, на рынке есть тенденция к судебному оспариванию ограничений как в судах за рубежом, так и в России.
Новый уровень санкционного комплаенса
До недавнего времени санкционный комплаенс был стандартом преимущественно для крупного бизнеса. Сейчас это становится актуальным вопросом для каждого бизнесмена и правилом хорошего тона не только для компаний, но и для физлиц. В ситуации, когда санкции введены против беспрецедентно широкого перечня крупнейших российских компаний, санкционный комплаенс перестал существовать в России в привычном виде. Можно сказать, что он вышел на новый уровень сложности. И теперь позволяет связывать соблюдение российского законодательства с санкционными вызовами и политической конъюнктурой. «Что точно можно сказать, он перестал быть технической функцией и стал функцией аналитической».
В 2022 году компании часто обращались за «разъяснительной» работой. Многим была непонятна сама правовая природа санкций, последствия их введения и ограничения, которые необходимы учитывать. В 2023-м бизнес чаще всего интересуют конкретные и узкоспециализированные вопросы.
Так, клиенты узнают об экспортных ограничениях в отношении отдельных товаров и услуг, уточняют порядок работы с санкционными госорганами. Возросло количество обращений, которые касаются построения полноценной комплаенс-системы бизнеса. Сюда входит аудит фирмы на санкционные риски, настройка внутренних процессов и комплаенс-контролей, обучение топ-менеджеров и сотрудников.
К юристам обращаются и для переструктурирования уже существующих отношений между компаниями группы. Запросы касаются и снижения санкционных рисков. В этом случае консультанты помогают не только выбрать право, с которым будет проще и удобнее обратиться в компетентный иностранный суд, но и правильно сформулировать оговорки для сокращения рисков возможного разбирательства.
Санкционный комплаенс сегодня не самый топовый запрос от российских компаний. Потребность в выявлении таких рисков сохраняется у фирм с иностранным участием. Сам запрос перекочевал в ближнее зарубежье.
Пик популярности санкционного комплаенса приходится на Узбекистан и Казахстан. Есть запросы из Турции. Компании не хотят терять западных партнеров, но опасаются санкций за связь с российскими лицами.
Рекомендации по итогам комплаенса точечные для каждой компании. Но есть и универсальный совет — это проверка контрагентов (англ. know your customer, или KYC, — «знай своего клиента») и использование хотя бы одной системы санкционного скрининга. Это может быть и российская справочно-информационная система.
Учесть последствия контрсанкций
К юристам обращаются и для минимизации рисков в рамках антисанкционного законодательства. Контрсанкционное регулирование действует в довольно ограниченных сферах, но там оно играет принципиальную роль. И юристы, и их клиенты вынуждены детально разбираться в этом регулировании настолько, насколько оно доступно. «Основная проблема — его фрагментарный и некодифицированный характер, к тому же не все источники права в нем публичны».
Антисанкционное законодательство — важная часть санкционного комплаенса в целом. Изменения российских законов и подзаконных актов в ответ на санкции недружественных стран требуют учета и перестраивания некоторых бизнес-процессов. Поэтому, когда клиенты приходят с запросом на внедрение санкционного комплаенса, юристы обращают внимание на контрмеры, принятые Россией.
Во многих юрфирмах появились новые практики, которые консультируют российских и иностранных предпринимателей по вопросам антисанкционного регулирования. Это связано с тем, что сегодня практически ни один трансграничный проект не обходится без применения норм «указного права». Так, это регулирование полностью изменило ландшафт для трансграничных сделок M&A и сделок с финансовыми активами. Для минимизации рисков клиентов юристы советуют согласовывать порядок изменения или расторжения договора при отказе в согласовании сделки. Или же при ее одобрении на коммерчески неприемлемых для сторон условий.
Комментарии
Комментариев пока нет