Возможно смягчение валютного контроля в России

Назад

18.10.2017 09:58

Сейчас валютным резидентом считается россиянин, заехавший в страну хотя бы на один день. Если же у таких людей есть счета в зарубежных банках, о них нужно отчитываться перед российскими налоговиками – об открытии и закрытии, об операциях, остатках на счете. Часть операций и вовсе запрещена: например, на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг. За нарушение правил грозит штраф – сначала в 75%, а потом в 100% суммы операции. В июле ФНС в своем письме предупреждала, что штраф может грозить даже за разрешенные операции, если они совершены по иностранному счету, о котором налоговикам не известно.

 Валютными резидентами по-прежнему будут считаться все россияне, следует из проекта. Но те, кто проведет больше 183 дней за границей, будут освобождены от необходимости отчитываться по счетам, на них не будут распространяться и ограничения по операциям.

Для всех остальных круг разрешенных операций будет расширен: на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости. Но только если она зарегистрирована в стране – члене ОЭСР или FATF (их 35 и 34 соответственно), которая присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией и там открыт счет в банке. Слишком жесткое валютное регулирование создает проблемы не только для людей, но и банков, которые должны проверять валютное резидентство клиентов перед переводом денег за рубеж, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

 Концептуально проект не решает проблем, говорит руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Например, по нему два россиянина, живущих за рубежом, могут совершить сделку между собой только в рублях, то есть через российский банк, рассказывает он. Концепция неоднозначная, согласен партнер PwC Максим Кандыба - она создает больше проблем и неопределенности. Статус человека будет определяться по итогам года, и если он в начале года планировал провести большую его часть за границей, без ограничений совершал валютные операции через иностранный счет, но был вынужден вернуться в Россию и провести здесь большую часть года, то к концу года все его зарубежные операции будут считаться незаконными, объясняет он. Единственная возможность избавиться от валютного резидентства – отказаться от российского гражданства, заключает Кандыба.

В частности, вопросы валютного законодательства неожиданно оказались в центре внимания как людей, имеющих зарубежные счета, так и профессионального сообщества. Связано это с тем, что  было опубликовано письмо ФНС № ЗН-3-17/5523@, датированное 16 июля 2017 г.

В нем ФНС высказывает мнение, что операции по зарубежным счетам, об открытии которых не было подано уведомление или по которым не был подан отчет о движении средств, должны считаться незаконными валютными операциями.

Это может повлечь наложение штрафа от 75% до 100% от суммы операции. Более того, с формальной точки зрения использование на зарубежном счете средств, зачисленных незаконно, влечет штраф в размере до 100% от соответствующей расходной операции. То есть из письма ФНС фактически следует, что если резидент не уведомил налоговые органы о наличии у него зарубежного счета или не подал ежегодный отчет о движении средств по нему, то в худшем случае все операции по счету могут быть обложены штрафом до 200% от суммы оборотов по счету. При этом из письма следует, что для наложения штрафа достаточно факта неуведомления о счете или неподачи отчета по нему. Во всяком случае в нем не говорится о необходимости анализировать операции на предмет того, подпадают ли они под одно из оснований для зачисления средств на зарубежные счета.

Изложенная в письме ФНС позиция не может не вызывать тревоги у владельцев зарубежных счетов и юристов. Хотя в нем не приводится аргументация, скорее всего мнение ФНС о незаконности операций по «незадекларированному» счету связано с тем, что по закону для признания операции по зарубежному счету законной нужно, чтобы совпали два условия. Первое – само основание для операции должно соответствовать закону. А второе – счет должен быть открыт в соответствии с законом. Периодически среди специалистов, занимающихся валютным законодательством, возникало мнение, что если резидент не подал уведомление об открытии счета за рубежом, то он нарушил порядок его открытия, а значит, второе условие не соблюдено и, следовательно, все операции по нему должны считаться незаконными.

Однако с этим мнением сложно согласиться.

Прежде всего, неуведомление об открытии счета – это самостоятельное административное правонарушение, за него предусмотрена самостоятельная ответственность в виде штрафа (относительно небольшого, особенно по сравнению со 100% от оборотов по счету). Во-вторых, далеко не бесспорно и утверждение о том, что неуведомление об открытии счета означает нарушение процедуры его открытия. Сейчас к этой процедуре законодательство не предъявляет никаких формальных требований. Счета могут открываться в любой стране совершенно свободно, после чего подается уведомление. В-третьих, признание операций незаконными в связи с отсутствием уведомления нелогично, что видно на следующем примере.

На уведомление об открытии счета законодатель дает 30 дней. То есть нарушение в виде неуведомления происходит лишь на 31-й день. В течение первых 30 дней резидент может совершать операции, например периодически переводить средства с другого своего зарубежного счета. Неужели данная операция, включенная в список разрешенных для пополнения зарубежного счета, станет незаконной на 31-й день? Или же отсутствие уведомления бросит тень и на совершенные в первые 30 дней операции и они, в течение 30 дней бывшие законными, станут незаконными ретроспективно? А если уведомление будет подано с нарушением срока и резидент заплатит положенный штраф за нарушение порядка уведомления о зарубежном счете? Ведь если быть последовательным в мнении о том, что неуведомление о счете означает нарушение порядка его открытия, то даже оплаченный штраф за неуведомление не исправит того факта, что счет был открыт якобы с нарушением. А значит, все будущие операции по нему все равно будут незаконными. Очевидно, что такой вывод противоречит юридической логике.

Что же касается вывода в письме о незаконности операций по счету в связи с неподачей отчета по нему, то привести контраргументы такой позиции сложно, потому что непонятно, на чем она в принципе основана. Вывод о незаконности операций вследствие отсутствия отчета – это нечто совершенно новое. Отчет о движении денежных средств подается раз в год, по истечении почти полугода с момента окончания отчетного периода. Данный документ никак не связан с порядком открытия счета. Вопросов в связи с такой позицией тоже много: будет ли ФНС признавать незаконными все операции за отчетный период или все операции по счету в целом? Что произойдет, если отчет будет представлен с нарушениями или с опозданием?

Приведенные выше соображения и вопросы показывают, что позиция, изложенная в письме ФНС, по меньшей мере неоднозначна. Остается надеяться, что оно не ляжет в основу правоприменительной практики. По имеющимся у нас сведениям, ФНС склонна рассматривать данное письмо как частный ответ на частный вопрос. Насколько нам известно, уже после публикации письма ФНС в конце прошлой недели разъяснила, что незаконными считает операции, совершенные с нарушением закона, независимо от того, было ли подано уведомление о зарубежном счете/отчет по нему или нет (с акцентом на то, что отсутствие уведомления по счету не освободит от обязанности соблюдать режим счета). С таким мнением уже нельзя не согласиться: действительно, факт уведомления или неуведомления о счете не может повлиять на законность операции, на это влияет исключительно ее разрешенность с точки зрения режима зарубежного счета.

В любом случае зарубежный счет по-прежнему требует внимательного к себе отношения. Пользуясь им, в том числе для приобретения продуктов и услуг зарубежных банков и управляющих, совершая сделки на международных площадках, продавая и покупая финансовые инструменты, нужно помнить: все операции по зарубежному счету валютного резидента подпадают под требования российского валютного законодательства. Требования же эти в значительной степени носят ограничительный характер, и зачислять средства на зарубежный счет можно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Хотя перечень допустимых операций в последние годы расширялся, он все равно остается закрытым, в связи с чем риск совершить незаконную операцию по-прежнему высок. Грядущий автоматический обмен информацией (CRS), разработанный ОЭСР, позволит российским налоговым органам в автоматическом режиме получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов, что заставляет относиться к их использованию с еще большей осторожностью и вниманием. 

Не решит всех проблем и расширение списка законных операций, говорит партнер EY Ирина Быховская. По-прежнему неясно, можно ли зачислять на счета выплаты из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств, отмечает она: формально они не подпадают под выплаты дивидендов. Большинству мешают ограничения на зачисление доходов на свои зарубежные счета, например, они коснутся доходов по операциям с деривативами или доходами, полученными из траста, рассказывает Калинин. Проводить любые сложные операции без нарушения валютного законодательства довольно сложно. Многие создают контролируемые иностранные компании (с 2018 г. с их нераспределенной прибыли люди должны платить 13% налога. – «Ведомости») именно из-за валютных ограничений, говорит он. Неясно и то, зачем нужны такие ограничения – выплату налогов налоговики смогут проследить через автоматический обмен, заключает Калинин.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение