В России опубликовали сокращенный список оффшорных зон

Назад

20.06.2024 13:25

Минфин России приказом от 28 марта 2024 г. № 35н утвердил специальный перечень оффшорных зон

В нем содержится всего 40 стран и территорий. Фактически он повторяет список, действовавший до июня 2023 года, и включает в основном «классические» оффшоры. Данный список распространяется на правоотношения начиная с 1 января 2024 года и будет применяться к налоговым периодам 2024 – 2026 годов.

Напомним, что в ранее принятом списке (приказ от 5 июня 2023 г. № 86н), который также продолжает действовать, содержится 91 юрисдикция (далее – расширенный список оффшоров). Столь радикальное расширение списка произошло за счет стран, которые ввели санкции против России. В результате, в него вошли государства, которые ранее официально не считались оффшорами. Среди них все страны ЕС, Великобритания, США, Швейцария и ряд других. 

Для чего принят специальный (сокращенный) список и какова сфера его действия.  

Новый (специальный) список оффшоров затрагивает ряд льгот по налогу на прибыль организаций, а также некоторые аспекты налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

В нормах НК РФ, предусматривающих указанные льготы, содержатся ограничительные оговорки со ссылкой на перечень оффшорных зон, исключающих право на льготу. Соответственно, вовлеченность компаний из стран «черного списка» в операции российских налогоплательщиков исключает применение льгот к соответствующему доходу. 

После принятия в июне 2023 года расширенного списка оффшоров, российские компании автоматически лишились бы льгот в отношении доходов из множества стран, которые ранее не признавались оффшорными. Поэтому, для временного смягчения такой ситуации к большинству затронутых льгот теперь «привязан» не расширенный, а специальный список, ограниченный лишь сорока юрисдикциями. 

Это означает, что будет больше юрисдикций, операции с которыми не будут препятствовать использованию льгот по НК РФ. Однако, применяться этот специальный список будет только к налоговым периодам 2024, 2025 и 2026 годов. 

Нахождение той или иной юрисдикции в специальном списке оффшоров лишает налогоплательщика права на применение следующих налоговых льгот: 

  • ставка 0% на дивиденды, полученные российскими компаниями от иностранных (подп. 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ). В результате, к дивидендам, полученным в налоговых периодах 2024 – 2026 годов от дочерних компаний из стран (в том числе недружественных), не включенных в специальный список, можно будет применять нулевую ставку налога на прибыль;
  • ставка 0% на дивиденды, полученные международными холдинговым компаниями (подп. 1.1 пункта 3 статьи 284 НК РФ);
  • невключение в налоговую базу дохода российских компаний в виде имущества/имущественных прав, безвозмездно полученных от иностранных компаний или структур (подп. 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ);
  • освобождение прибыли КИК – активных иностранных холдинговых и субхолдинговых компаний (пункты 5 и 6 статьи 25.13-1 НК РФ);
  • «корректировка» прибыли КИК для подсанкционных лиц (пункт 1.2 статьи 25.15 НК РФ).  

При отсутствии права на льготу в перечисленных случаях будут применяться стандартные ставки налога, установленные НК РФ для данного вида дохода.

Закон не говорит, какой из списков – расширенный или специальный – должен применяться еще в двух случаях:   

  • ставка 0% на доходы от продажи или иного выбытия (в том числе погашения) акций или долей участия в иностранной организации (пункт 1 статьи 284.2 НК РФ);
  • отнесение сделок с резидентами оффшоров к «контролируемым» сделкам для целей норм о трансфертном ценообразовании (ТЦО), если сумма доходов по ним за год превышает 120 миллионов рублей (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ). 

Поэтому, следует исходить из того, что для этих случаев будет применяться расширенный список оффшоров от июня 2023 года. 

Как уже говорилось, специальный список содержит преимущественно оффшоры, как они обычно понимаются в мировой практике. При этом в списке отсутствуют Кипр, Мальта, Гонконг, Нидерланды, Люксембург и другие ранее популярные в международном налоговом планировании юрисдикции

  1. Ангилья;
  2. Антигуа и Барбуда;
  3. Аруба;
  4. Белиз;
  5. Бермуды;
  6. Британские Виргинские острова;
  7. Бруней-Даруссалам;
  8. Гибралтар;
  9. Гренада;
  10. Княжество Андорра;
  11. Княжество Лихтенштейн;
  12. Княжество Монако;
  13. Королевство Бахрейн;
  14. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
  15. Мальдивская Республика;
  16. Монтсеррат;
  17. Независимое Государство Самоа;
  18. Ниуэ;
  19. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
  • Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
  • Остров Мэн;
  1. Объединенные Арабские Эмираты;
  2. Остров Анжуан Союза Коморы;
  3. Остров Лабуан Малайзии;
  4. Острова Кайман;
  5. Острова Кука;
  6. Острова Теркс и Кайкос;
  7. Республика Вануату;
  8. Республика Либерия;
  9. Республика Маврикий;
  10. Республика Маршалловы Острова;
  11. Республика Науру;
  12. Республика Палау;
  13. Республика Панама;
  14. Республика Сан-Марино;
  15. Республика Сейшелы;
  16. Сент-Винсент и Гренадины;
  17. Сент-Китс и Невис;
  18. Сент-Люсия;
  19. Содружество Багамы;
  20. Содружество Доминики;
  21. Специальный административный район Макао (Аомынь) КНР.

Таким образом, в результате принятия специального (сокращенного) списка оффшоров, российские компании сохранят право на ряд налоговых льгот до 2027 года. Данный список применяется ко всем вышеперечисленным льготам, за исключением нулевой ставки на доход от продажи акций/долей, а также определения «контролируемых» сделок для целей ТЦО. 

Льготный период позволит российскому бизнесу адаптироваться к возрастающей налоговой нагрузке, в том числе, своевременно провести необходимые изменения в международной корпоративной структуре, исключив из нее резидентов стран «черного списка».


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение