Фонды в формате LPF и OFC в Гонконге
« Назад 08.10.2021 13:55 Основные показатели работы рынка PE (Private Equity) на конец 2019 года:
Возможность регистрации инвестиционного фонда в формате Limited Partnership – ещё один аргумент в пользу Гонконга. Как говорят аналитики, закон, регламентирующий подобную опцию, стал своеобразным «ответом» Гонконга на аналогичных документ, принятый на Каймановых островах. У серьёзного бизнеса появилась возможность выбирать между классическим, «чистым» оффшором и солидной мидшорной юрисдикцией, не фигурирующей в списках международных финансовых регуляторов. В рамках одной обзорной статьи рассказать обо всех тонкостях регистрации и применения LPF (Limited Partnership Fund) крайне сложно. Множество моментов, неочевидных на первый взгляд, делают крайне нежелательным любые самостоятельные действия физических и юридических лиц, если только они не обладают достаточным опытом и практическими знаниями. Каймановы острова vs Гонконг Прямое сравнение двух юрисдикций не имеет никакого смысла – слишком разный у них «вес» в мировом экономическом и бизнес-пространстве. Основное различие, делающее подобное сравнение некорректным – статус обеих юрисдикций. Гонконг – солидный и уважаемый мидшор, Каймановы Острова – классический оффшор со множеством преимуществ и недостатков, свойственных безналоговым территориям. Юридическое обоснование деятельности фондов прямых инвестиций на Кайманах традиционно считались «золотым стандартом» оффшорного бизнеса. Основные преимущества широко использовались деловыми людьми со всего мира:
Но действующий Status Quo устраивал не всех. Государство было вынуждено учитывать современные экономические тенденции и веяние, которые рассматривают оффшоры как потенциальную «дыру безопасности». Поэтому любые возможности оставаться анонимным и предпринимать какие-либо шаги, направленные на снижение налоговых выплат, сейчас трактуются в крайне негативном ключе. Всё это привело к тому, что Каймановы острова постепенно начали терять статус «золотого стандарта» для частных инвестиций в частности и оффшорного бизнеса в общем. Новейшие события в оффшорной истории Каймановых островов:
Все эти меры привели к тому, что привлекательность Каймановых островов для оффшорного банка уже не казалась настолько очевидной. Если раньше деловые люди, выбирающие юрисдикцию для реализации сложного финансового проекта, часто предпочитали именно оффшоры, то теперь у них появилась мидшорная альтернатива, свободная от многих недостатков безналоговых территорий. В них законодательство также менялось, но общий вектор совсем иной – упрощение, снижение контроля, минимизация ограничений (всё относительно базового уровня). Одной из «первых ласточек» нового мышления стала новая организационно-правовая форма фондов – товарищество с ограниченной ответственностью (LPF). В востребованности такого формата сомневаться не приходится – только за 3 месяца было зарегистрировано 53 LPF, и это – только начало. Краткая характеристика LPF Отличительные особенности фонда таковы, что он вполне может стать той «последней каплей», которая склонит чашу весов при выборе юрисдикции именно в пользу Гонконга. Формат нельзя назвать универсальным и общеупотребительным, но такие задачи перед специализированными бизнес-инструментами обычно и не ставятся. К тому же, следует учитывать великолепный репутационный статус фонда в Гонконге, гораздо выше такового у аналогичной структуры на Каймановых островах. Отличительные особенности LPF:
В общих чертах лица и структуры, участвующие в LPF, такие же, как и в традиционном, классическом фонде. Но если Вы не работали с подобными форматами именного в Гонконге, обязательно свяжитесь с нашими экспертами, чтобы актуализировать имеющуюся у Вас информацию. Генеральный партнёр (GP – General Partners)
Кто может быть генеральным партнёром:
Ограниченный партнёр (LP – Limited Partner)
Кто может быть ограниченным партнёром:
Инвестиционный менеджер (IM – Investment Manager)
Кто может быть инвестиционным менеджером:
Аудитор
Ответственное лицо (RP – Responsible Person)
Кто может быть ответственным лицом:
Уполномоченный представитель (AR – Authorised representative)
Кто может быть уполномоченным представителем:
Напрямую сравнивать два этих формата нельзя. Они разнятся в самом важном – в деталях (The Devil is in details) и в мелочах. Как минимум – в налоговом статусе юрисдикций – оффшор и мидшор. Поэтому таблицу, которую Вы найдёте ниже, не стоит воспринимать как сравнительную. Скорее, она призвана дать Вам общее представление об имеющихся возможностях, что крайне важно на этапе предварительного планирования. LPF Гонконга vs ELP на Кайманах (указаны базовые минимальные требования и / или условия):
* AML – Anti-Money Laundering, противодействие отмыванию денег. CFT – Combating the Financing of Terrorism, борьба с финансированием терроризма. ** IFRS – International Financial Reporting Standards, Международные стандарты финансовой отчётности. *** GAAP – Generally Accepted Accounting Principles, национальные стандарты бухгалтерского учёта. Несложно заметить, что новые коммерческие возможности, принятые в Гонконге, ни в чём не уступают таковым в Мекке оффшорного бизнеса – Каймановых островах. Поэтому выбор между двумя юрисдикциями (в общем случае – между оффшорами и мидшорами) ещё более усложнился. А значит, есть повод обратиться за помощью к нашим экспертам. ELP на Кайманах, ведущий реальный бизнес в Гонконге, будет нуждаться в юридической поддержке специалистов обеих юрисдикций, что влечёт за собой дополнительные расходы! Налоговые преимуществаЕщё совсем недавно говорить о них можно было лишь с привязкой к традиционным оншорам. Гонконг представлялся хорошей, но несколько дороговатой альтернативой классическим европейским юрисдикциям, и был интересен среднему и крупному бизнесу. Все прочие выбирали оффшоры и достаточно легко уходили от налогообложения. Но времена изменились. Оффшоры уже не являются вариантом выбора во всех ситуациях, они сохранили большую часть своих преимуществ, но фактически «выбросили» из легальной зоны схемы, используемые для размывания налоговой базы и сохранения полной анонимности. Иными словами, оффшоры, как и раньше, позволяют эффективно вести бизнес и хранить / диверсифицировать активы, но лишь в том случае, если сомнительные «серые» приёмы не являются самоцелью. Условия освобождения LPF от налога на прибыль (режим UFE – Unified Fund Exemption, освобождение от единого налога):
Погашение / передача процентов в LPF не требует уплаты гербового сбора! Редомициляция фондовДанные статистики говорят о том, что большая часть активных (действующих) фондов по состоянию на начало октября 2021 года являются оффшорными. Простых юридических механизмов, позволяющих «перенести» (редомицилировать) фонд всё ещё не разработано. Поэтому «переманить» инвестиционные фонды, предложив им выгодные условия перехода, довольно трудно. Решением проблемы должны стать существенные законодательные изменения, инициированные исполнительным директором Гонконга:
Требования и условия по редомициляции ещё обсуждаются, но опубликованный проект закона даёт все основания для позитивного настроения. Требования ожидаются минимальные:
Отметим гуманные финансовые условия: сбор за подачу заявления 479 HKD и регистрационный сбор 2555 HKD. При редомициляции LPF не происходит создание нового юридического лица, процедура никак не влияет на уже заключённые контракты и уже начатые судебные разбирательства. Если эти намерения будут реализованы, Гонконг станет гораздо более привлекательным для инвестиционного бизнеса. Возможные проблемыУпрощённое законодательство и гуманные условия редомициляции не гарантируют отсутствия проблем у LPF. Некоторые неочевидные моменты могут временно оставаться в тени и «проявиться» в самый неподходящий момент. Возможные ловушки – соблюдение лицензионных требований и соблюдение «антиотмывочного» законодательства. Если уделить стадии подготовки должное внимание и не оставлять всё на волю случая, значительных проблем удастся избежать. Поэтому мы ещё раз приглашаем Вас на индивидуальную консультацию, в ходе которой Вы сможете обсудить все спорные моменты. Лицензионные требования:
Критерии регулируемой деятельности в Гонконге:
Но эти условия – только верхушка юридического айсберга. На самом деле формальные лицензионные требования и условия не описывают всех возможных комбинаций вводных данных, поэтому сделать однозначный вывод по лицензированию можно будет только после анализа Вашего конкретного случая. Поэтому, пользуясь случаем, ещё раз напомним, что Вы всегда можете привлечь к реализации проекта любой сложности наших экспертов. Ещё одна «проблемная статья» – отмывание грязных денег. Тема стала особенно «родной» в последние несколько лет, но пока все старания национальных и мировых финансовых регуляторов больше напоминают потуги студента на экзамене. Который, как это и полагается, не выучил предмет и не совсем уверен, что сдаёт нужный предмет нужному преподавателю. По сути вопроса можем сказать следующее. Формальное требование – назначение генеральным партнёром фонда LPF ответственного лица (responsible person), который будет контролировать выполнение соответствующих требований (Section 2 of the AMLO). Жёстких условий по персоналиям нет – Вы можете нанять уполномоченное учреждение, лицензированную корпорацию, бухгалтера или юриста. Гонконг против Каймановых островов – выводы и заключенияИскать победителя в битве гигантов крайне сложно. Свои аргументы «за» есть у обеих юрисдикций, и в зависимости от конкретного случая выбирать можно как Кайманы, так и Гонконг. Но если говорить конкретно о фондах в формате LPF (или их аналогах в других странах), выбор именно Гонконга будет более предпочтительным. По крайней мере, если Вы ведёте «белый» бизнес и не используете сомнительные «серые» схемы. Правительство Гонконга активно укрепляет позиции специального административного района КНР, сознательно дистанцируясь от перспектив 2047, когда Гонконг потеряет формальную автономию и станет частью Китая. Но так как это случится далеко не завтра, среднесрочные перспективы у Гонконга вполне благоприятные. Гонконг является одним из крупнейших центров управления фондами в Азии, с активами под управлением на сумму 34,9 трлн гонконгских долларов к концу 2020 года. Многие инвестиционные фонды, предложенные в Гонконге, были зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, таких как Каймановы острова и Британские Виргинские острова (БВО) либо как компании с сегрегированным портфелем (SPC), либо как товарищества с ограниченной ответственностью (LP). С 2018 года правительство Гонконга предприняло шаги по реформированию режима инвестиционных фондов в Гонконге, введя новые структуры и схемы стимулирования. Эти инициативы совпадают с законами об экономическом содержании, направленными на предотвращение трансграничного уклонения от уплаты налогов и борьбу с отмыванием денег в популярных оффшорных юрисдикциях, что сделало более дорогостоящим создание и поддержание офшорных фондов и может побудить фонды рассмотреть вопрос о повторном домицилировании в Гонконге. Ниже представлены основные схемы стимулирования, а также обзор новых структур фондов в Гонконге, а именно режима открытых фондовых компаний (OFC) и режима ограниченного партнерства (LPF). ПОВТОРНОЕ ДОМИЦИЛИРОВАНИЕ ФОНДОВ В июле 2021 года правительство Гонконга опубликовало механизм редомицилирования фонда, чтобы стимулировать офшорные фонды, созданные в форме корпоративных или ограниченных партнерств, регистрироваться в Гонконге как OFC и LPF соответственно. Этот механизм не создает новое юридическое лицо; следовательно, он не требует роспуска первоначальных фондов или требует, чтобы инвесторы обменивали свои интересы со старого фонда на новый фонд. При повторном домицилировании эти фонды будут сняты с регистрации в первоначальном месте регистрации и будут иметь те же права и обязанности, что и любые другие вновь созданные OFC и LPF в Гонконге. Ожидается, что в случае одобрения Законодательным советом этот механизм редомициляции вступит в действие в конце 2021 года. СХЕМА ГРАНТОВ OFC Официально запущенная в мае 2021 года схема грантов для компаний с открытыми фондами (OFC Grant Scheme) была объявлена как инициатива по укреплению позиций Гонконга как крупного международного центра управления фондами. Схема грантов OFC, действующая с мая 2021 года по май 2024 года (или до тех пор, пока не будет полностью выделено первоначальное финансирование), направлена на субсидирование инвестиционных менеджеров, которые успешно зарегистрировали OFC или перерегистрировали фондовую корпорацию, не являющуюся гонконгской, на 70% приемлемые расходы, выплачиваемые поставщикам услуг в Гонконге, не превышающие 1 миллион гонконгских долларов на один OFC. НУЛЕВОЙ НАЛОГ НА УДЕРЖИВАЕМЫЙ ПРОЦЕНТ В мае 2021 года Гонконг внес поправки в Постановление о внутренних доходах и ввел схему налоговых льгот, которая предусматривает ставку налога в размере 0% для приемлемых переносимых процентов. Чтобы иметь право на участие в схеме, перенесенные проценты должны быть получены квалифицированным лицом посредством возврата прибыли от услуг по управлению инвестициями, которые лицо предоставляет сертифицированному инвестиционному фонду. Чтобы получить сертификат, инвестиционный фонд должен подать заявку в Управление денежно-кредитного регулирования Гонконга (HKMA) и продемонстрировать, что (1) фонд инвестировал в частный капитал (PE) и (2) получатель удерживаемой процентной ставки имеет два или более постоянных сотрудники, которые имеют квалификацию для оказания услуг по управлению инвестициями и понесли операционные расходы в Гонконге на сумму 2 миллиона гонконгских долларов или более. Инвестиционные фонды, являющиеся нерезидентами Гонконга, должны назначить уполномоченного представителя при подаче заявления в HKMA для сертификации. WEALTH CONNECT И ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ ФОНДОВ За прошедшие годы Гонконг и материковый Китай совместно запустили несколько схем трансграничных инвестиций для улучшения связи между двумя рынками. Wealth Connect, торговля которым официально началась 10 сентября 2021 года, позволяет предлагать фонды из Гонконга инвесторам из материкового Китая в районе Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао. Это дополняет схему взаимного признания фондов, которая началась в 2015 году, что позволяет распределять фонды из Гонконга в материковом Китае. Эти схемы подключения служат еще одним стимулом для поощрения управляющих фондами к перемещению оффшорных фондов в Гонконг. Наличие структур OFC и LPF в Гонконге обеспечивает популярные корпоративные формы, которые в настоящее время принимают многие оффшорные инвестиционные фонды. Эти структуры, наряду с указанными выше схемами стимулирования, предлагают управляющим фондами вескую причину рассмотреть возможность создания и перевода своих средств на берег. РЕЖИМ ОТКРЫТЫХ ФОНДОВ И КОМПАНИЙ В июле 2018 года в Гонконге вступил в силу режим OFC в соответствии с Постановлением о ценных бумагах и фьючерсах. OFC имеет переменный акционерный капитал, что дает инвесторам гибкость при подписке или выкупе своих инвестиций без одобрения акционеров. Он предлагает ограниченную ответственность инвесторам и позволяет управлять одним или несколькими субфондами. Такой субфонд юридически отделен от активов и пассивов других субфондов в рамках того же OFC, что делает структуру OFC популярным выбором для мультиклассовых фондов, зонтичных фондов и основных фидерных структур. Такая разделенная ответственность между субфондами аналогична таковой в SPC на Каймановых островах и Британских Виргинских островах. Заявка В Комиссию по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) необходимо подать одно заявление на следующее:
Требования к фонду OFC должен назначить следующие стороны:
Другие требования включают:
РЕЖИМ ФОНДА С ОГРАНИЧЕННЫМ ПАРТНЕРСТВОМ Структура LPF была введена в соответствии с Постановлением о Фонде ограниченного партнерства в августе 2020 года. Она образована соглашением об ограниченном партнерстве между как минимум одним генеральным партнером (GP) и одним или несколькими партнерами с ограниченной ответственностью (LP). LPF - это закрытый фонд, не имеющий отдельного юридического лица. GP отвечает за управление фондом и контроль над ним и несет неограниченную ответственность по долгам фонда. Как инвесторы, LP не принимают участия в управлении фондом; тем не менее, им разрешено участвовать в определенных делах, например, в назначении и отстранении от должности терапевта или LP. Использование структуры LPF дает свободу заключения контрактов в отношении деятельности фонда, поскольку многие вопросы могут быть включены в соглашение о коммандитном партнерстве. Такие вопросы включают в себя прием и выход партнеров, передачу интересов, объем и стратегию инвестирования, права и обязанности партнеров, а также процедуры роспуска. Поскольку LPF не имеет отдельного юридического лица, еще одним преимуществом является то, что его прибыль не облагается корпоративным налогом. Налог взимается только с доли дохода LP от LPF в соответствии с индивидуальной налоговой позицией каждого LP. Заявка Заявление о регистрации LPF должно быть подано в Реестр компаний GP. Обычно выдача сертификата занимает четыре рабочих дня. GP должен подать заявление на регистрацию бизнеса в Офисе регистрации предприятий и IRD в течение одного месяца после даты регистрации. Требования к фонду LPF должен назначить следующие стороны:
LPF обязан подавать годовой отчет в Реестр компаний. В Реестр компаний также необходимо подавать документы относительно любых существенных изменений в LPF - например, смены GP, AR или инвестиционного менеджера. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
|