Российские компании выбирают Гонконг.
НазадРоссийские компании, для которых закрыли двери все западные финансовые столицы, рассматривают Гонконг как альтернативу, что не может не беспокоить американских чиновников.
Несколько крупных российских компаний, включая государственные, пытаются связаться с гонконгскими юридическими фирмами, чтобы те помогли им осесть в «более благоприятной» в отличие от Нью-Йорка и Лондона юрисдикции, заявил Шерман Ян, управляющий партнер ONC Lawyers.
Российские компании обращались также в две другие юридические фирмы в Китае. Из источников, которые предпочли сохранить свои имена в тайне, стало известно, что от россиян поступают запросы о способах привлечения капитала.
«Российские компании все больше интересует перенос определенных видов деятельности в Гонконг», — отмечает Ян, чья фирма уже начала переговоры с российскими клиентами. Некоторые из них хотят изменить страну регистрации на Гонконг, продолжая при этом вести деятельность из России.
Гонконг может открыть российскому бизнесу доступ к иностранному капиталу, поскольку Китай сохранил дружеские отношения с Москвой и не ввел против России никаких санкций. Российские яхты конфисковываются по всей Европе, а при этом супер яхта стоимостью в 500 млн долларов, которая имеет отношение к одному из богатейших людей России, миллиардеру Алексею Мордашову, крупнейшему акционеру «Северстали», пришвартовалась в Гонконге.
Вопрос только в том, захотят ли банки и аудиторы в городе работать с российскими компаниями, учитывая риск вторичных санкций. К примеру, даже китайские банки не хотели иметь дело с местными чиновниками, которые попали в санкционные списки США после подавления продемократических протестов в 2019 году.
Госдепартамент США выразил обеспокоенность тем, что Гонконг используется для уклонения от санкций.
«Репутация Гонконга как финансового центра зависит от соблюдения международных законов и стандартов», — отметил представитель Госдепартамента. «Возможное использование Гонконга в качестве безопасного центра людьми, уклоняющимися от санкций многих государств, ставит под сомнение прозрачность деловой среды».
В более широком контексте он добавил: «Американские компании все с большей осторожностью относятся к деловой среде Гонконга из-за репрессивных действий Китая, которые подрывают автономию и свободы населения Гонконга».
Объединенная компания «Русал», подсанкционный алюминиевый гигант из России, торгует акциями на гонконгской бирже. Еще в 2016 году гонконгская биржа выпустила специальное руководство по работе с российскими компаниями, чтобы облегчить листинг.
Polymetal International Plc, золотодобывающая компания с активами в России и Казахстане, зарегистрированная в Джерси, сообщила в сентябре, что рассматривает возможность смены места регистрации. Выбор может пасть на Гонконг, особенно в свете того, что президент РФ запретил компаниям из «недружественных стран» продавать активы. Такое решение помешало планам компании разделить российское и казахстанское подразделения.
В соответствии с законодательством Гонконга для банков не существует никаких обязательств в отношении односторонних санкций, введенных иностранными правительствами. Представитель Валютного управления Гонконга в электронном письме заявил, что банки должны самостоятельно оценивать такие риски и справедливо относиться к клиентам.
На конец июня общая сумма обязательств гонконгских банков перед Россией составляла 800 млн гонконгских долларов, что значительно ниже 2,6 млрд гонконгских долларов на конец февраля.
Те операции, которые на данном этапе российские компании хотят обеспечить в Гонконге, достаточно простые. Осведомленные источники сообщают, что российские компании, напеример, хотят, чтобы Гонконг выступал договорной юрисдикцией по кредитным сделкам между ними и индийскими предприятиями.
Ян отметил, что среди компаний, которые проявляют интерес к Гонконгу, есть крупные, а также государственные. Назвать их он отказался. По словам другого источника почву зондируют также компании, которые владеют супермаркетами и предлагают финансовые услуги.
Ян признался, что ONC Lawyers помнит о санкциях и рисках, связанных с отмыванием денег, и отказывается работать с подсанкционными людьми и компаниями.
Он считает, что ажиотажа скорее всего не будет, учитывая нежелание юристов, банкиров и аудиторов с опытом работы в США и Великобритании обслуживать российские сделки. Таким компаниям также нужно найти способ перевести капитал в азиатский финансовый хаб, однако, юридические фирмы и банки отказываются принимать платежи в рублях.
Богатые россияне и российские компании обратились также в другие юрисдикции с целью обхода санкций. Например, торговцы российскими товарами поспешили открыть предприятия в Дубае.
Российские компании и правительство среди прочего настаивают на замене американского доллара китайским юанем.
Ещё один плюс в выборе Гонконга - Правительство Гонконга представило законопроект, предусматривающий налоговые льготы для инвестиций, управляемых соответствующими односемейными офисами (single-family offices), и имеющий обратную силу с 1 апреля 2022 года.
Законопроект (Inland Revenue (Amendment) (Tax concessions for family-owned investment holding vehicles) Bill 2022) освободит семейные инвестиционные холдинговые компании (Family-owned investment holding vehicles, FIHV) и их портфели компаний специального назначения от налога на сделки, осуществляемые семейным офисом, расположенным в Гонконге.
Освобождение распространяется на прибыль, полученную в результате квалифицированных операций, при условии соблюдения 5%-го порога. Также применяется минимальная стоимость активов в размере 240 000 000 HKD. Налоговые льготы также предоставляются юридическим лицам специального назначения пропорционально доле участия FIHV. FIHV может выбрать налоговые льготы, сделав безотзывный выбор в письменной форме.
Один или несколько членов семьи должны владеть не менее 95% прямого и косвенного бенефициарного участия в семейном офисе в течение всего налогового года. Он не обязательно должен быть зарегистрирован в Гонконге, но его центральное управление и контроль должны осуществляться там постоянно.
Чтобы соответствовать требованиям "существенной деятельности" (substantial activities), квалифицированный FIHV должен иметь не менее 2 штатных квалифицированных сотрудников в Гонконге и понести не менее 2 000 000 HKD годовых операционных расходов в Гонконге для осуществления инвестиционной деятельности за год.
Аутсорсинг инвестиционной деятельности FIHV семейному офису разрешен, при условии, что он не предназначен для обхода требования о существенной деятельности.
Законопроект также содержит конкретные положения по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Прибыль от инвестиций в определенные частные компании, осуществляемых FIHV или компаниями специального назначения, не будет иметь права на налоговые льготы, если они не прошли тест на недвижимое имущество, тест на период владения или тест на контроль и краткосрочные активы.
В настоящее время эта мера находится на рассмотрении Законодательного совета Гонконга.
Комментарии
Комментариев пока нет