Россия может в одностороннем порядке выйти из договоров о двойном налогообложении с другими странами. Об этом заявил 25 марта президент России Владимир Путин во время телеобращения к народу по поводу ситуации с коронавирусом. Что это может означать, например, для Республики Кипр?
ЧТО СКАЗАЛ ПУТИН?
— Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в два процента. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13 процентов. Это, конечно, мягко говоря, несправедливо.
— Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15 процентов. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнеры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.
КАК ВСЁ ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС?
По соглашению с самой популярной юрисдикцией — Кипром — в России человек платит 5%, а на Кипре не платит ничего — там нет налога на дивиденды, пишет The Bell. Откуда взялись названные Путиным 2%, собеседники издания не понимают.
— Мера по повышению налога у источника при выплате в страны, с которыми есть международные соглашения, еще потребуют осмысления, — полагают эксперты PwC.
— Обычно по выплачиваемым дивидендам в России удерживается 5% или 10% в зависимости от условий конкретного соглашения. Если соглашения нет, применяется 15%. Если выплата проходит через страну с соглашением, но затем попадает в страну без соглашения, налоговые органы используют концепцию фактического права на доход и доначисляют налог 15% (суды поддерживают такие доначисления).
Если репатриация накопленной в РФ прибыли завуалирована под другой вид платежа (роялти, плата за услуги, за акции и проч.), налоговые органы также это видят и производят доначисления. Как мы понимаем, еще не определен список стран, «с которых начнут». Вероятно, это будут Кипр, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие страны.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ КИПРА?
Наиболее развернуто на вопрос «Что это значит для Кипра?» ответил вице-президент партии «Эго о Политис» Иван Михневич в интервью агентству экономической информации ПРАЙМ. По его мнению, необходимо дождаться конкретных законодательных решений, чтобы понять, о чем именно пойдет речь — только о дивидендах, или дивидендах и процентные доходах, или дивидендах и процентных доходах и роялти, и т.д.
— Кипрская экономика на данный момент, на мой взгляд, держится на трех китах. Первый — это туризм, и в 2020 году всё будет плохо. Уже можно практически однозначно говорить о том, что туристический сезон сорван. Второй кит — это сектор услуг, и как раз об этом идет речь, что если потеряет смысл иметь холдинговые компании, то компании — сервис-провайдеры — потеряют клиентов. Это тоже очень важный сектор. Третий важный сектор — это «золотые паспорта», или гражданство за инвестиции. И это тоже начнет терять смысл, — констатировал Михневич.
— Если будут приняты российские меры, они могут подпортить жизнь для тех, кто хотел бы остаться жить на Кипре и платить здесь налоги. Если они получают паспорт для инвестиции просто для того, чтобы не иметь визовых проблем для своих деловых поездок, а сами остаются жить в России и платить налоги в России, для них ничего не меняется. Но для тех, кто хотел бы жить и платить налоги здесь, для них начинает теряться смысл с учетом их российских активов. Для Кипра это должно быть неприятно, — резюмировал вице-президент ЭОП.
МНЕНИЯ
Александр ЗАХАРОВ, партнер Paragon Advice Group: «Никакого грома среди ясного неба, просто «искусство заголовка». Уже давно все разумные российские организации платят по 15% налога в России на дивиденды, выплачиваемые резидентам Кипра и т.д. Здесь просто обыграна работа минфина по включению в соглашения LOB (Limitation of Benefits). Все уже амнистировались, и будут страдать за это, и это правда».
Василий КОЛТАШОВ, экономист: «Я это полностью поддерживаю — настало время нанести удар по офшорам и по тем, кто считает, что российская экономика — это место, откуда надо извлекать деньги, но куда вкладываться не надо, только извлекать ресурсы, оформляя свое присутствие где-нибудь в США или Великобритании. По всей этой публике удар должен быть самым серьезным».
Олег ВЬЮГИН, профессор ВШЭ: «Отмена соглашений об избежании двойного налогообложения — это неприличное решение, поскольку такие документы были подписаны с большинством европейских стран <...> Уж насколько тяжелая долговая ситуация в Италии или Франции, но там мобилизация ресурсов происходит по-другому».
Александр ЛАТКИН, доктор экономических наук: «Мне кажется, всё, что можно было вывести в офшоры, уже давно выведено. Что касается текущего оттока капитала: сейчас корпорации, управляющие компании будут работать над тем, как обойти необходимость платить 15%. Деньги эти были бы, конечно, России не лишними в условиях расширяющейся бюджетной дыры».