Изменения в "Чёрном списке" Минфина РФ
НазадВ новый "Чёрный список" вошли голландские территории Кюрасао и Сен-Мартен, а Мальта оказалась вычеркнута. Это означает, что у облюбованного российскими деньгами Кипра появился серьезный конкурент.
С 1 января заработали две поправки, вносящие изменения в этот список. Мальта оказалась из списка вычеркнута, пополнился же он карибскими владениями Нидерландов - островами Кюрасао и Сен-Мартен. Дело в том, что в прошлом году Россия ратифицировала соглашение, предусматривающее обмен налоговой информации с Мальтой. Этот средиземноморский остров стал открыт для российского налогового контроля, поэтому с точки зрения ведомства Антона Силуанова она больше не является офшором. А вот переговоры с Кюрасао и Сен-Мартеном либо зашли в тупик, либо успеха пока не имели. Это и предопределило их судьбу.
По поводу этих карибских островов российским налоговым инспекторам не стоит печалиться, ведь они пока не пользуются такой популярностью среди россиян, как Панама или Белиз. Но попытаться "дотянуться" до них отечественной налоговой службе все же стоит. И хотя трастов россиян тут не так много, Кюрасао и Сен-Мартен используются преимущественно для структурировании инвестиций в Россию через Нидеранды, рассказал "РГ" эксперт в сфере российского и международного налогообложения Сергей Калинин. "Эти территории заключили с Голландией налоговые соглашения, которые позволяли экономить на голландском налоге у источника выплаты дохода", - объясняет он.
Что касается Средиземного моря, то российско-мальтийское соглашение о сотрудничестве в налоговой сфере помимо информационного обмена предусматривает пониженные ставки налога на доходы у источника при их распределении резидентом одной страны в пользу резидента второй. Так, для дивидендов ставка составляет 5-10 процентов (в зависимости от доли владения в капитале распределяющей компании). А для процентов (к примеру, от кредитов) и роялти ставка составит 5 процентов. По словам Сергея Калинина, одновременно на Мальте действует система условного начисления налогов. Это также позволяет снизить эффективную ставку налога на прибыль компаний до 5-10 процентов.
Таким образом у Кипра появился серьезный конкурент. Обе страны являются удобными юрисдикциями для создания холдинговых компаний, у них сопоставимая эффективная налоговая ставка, отсутствует налог на "входящие" и "исходящие" дивиденды. Вместе с тем российский бизнес традиционно предпочитал Кипр Мальте в силу отсутствия между ней и Россией соглашения об избежании двойного налогообложения. Это дает возможность уменьшить или даже исключить налогообложение у российского источника выплаты дохода. "Вероятно, после ратификации нового соглашения с Мальтой и исключения ее из "черного" списка Минфина ситуация будет меняться, хотя я и не вижу существенных преимуществ Мальты по сравнению с Кипром", - заключает Сергей Калинин.
Комментарии
Комментариев пока нет